Поиск

Ссылки

Мы против такой Пенсионной реформы

2017 - Год Профсоюзной Информации

Наша группа Вконтакте

Общественное объединение - "Всероссийский Электропрофсоюз"

Федерация Независимых Профсоюзов России

Федерация профсоюзов Архангельской области

OАО "МРСК Северо-запада" "Архэнерго"

ООО «ТГК-2 Энергосбыт»

ОАО "ТГК-2"

ОАО "РаЭл"

ОАО "РаЭл"

Негосударственного пенсионного фонда Электроэнергетики

Яндекс.Погода
Рейтинг@Mail.ru
31 августа 2016 года наш город празднует 75-лет со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». Печать E-mail
30.08.2016 15:40

31 августа 2016 года наш город  празднует 75-лет со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». Северные союзные конвои - это специальные формирования транспортных судов и кораблей охранения. Так через 70 дней после начала Великой Отечественной войны город на Северной Двине стал первым портом страны, куда начали приходить транспортные корабли государств - участников антигитлеровской коалиции с грузами военной техники и продовольствия для Советского Союза.

Арктический конвой «Дервиш» (операция «Дервиш») — первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами. После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из 6 транспортов (5 грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота).

12 августа 1941 года, конвой вышел из порта Ливерпуль (Англия), в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

В те годы в обиходе появляется новое слово  ленд-лиз (с английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём — ред.) Ленд-лиз - система передачи вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и т. п.; поставки по ленд-лизу осуществлялись США в страны - союзницы по антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны. С точки зрения ленд-лиза северные конвои тоже сыграли очень важную стратегическую роль, так как занимались поставками. По ленд-лизу СССР получал оборудование для восстановления разрушенных предприятий и стратегические материалы (алюминий, броневые листы, свинец, олово, молибден, толуол). Поставлялись также транспортные средства, средства связи, продукты питания, одежда, обувь и ткани. Россия за это обещала поставлять на Запад и исправно это выполняла: платину, золото, лес, пушнину, зерно и стратегическое сырье — марганец, хром, асбест и др.

Германское командование не сразу оценило степень важности союзных конвоев, но когда, наконец, это произошло - борьба с конвоями превратилась в приоритетную цель как для военно-морских сил, так и люфтваффе.

Тихомиров Виктор Федорович – в то время проходил службу на Северном флоте, и волею судьбы был участником этих событий. Он попал на флот юнгой, когда ему еще не было 17 лет: «Меня не хотели брать, но в Архангельск приехал начальник спецшколы связи из города Полярный и взял меня в училище после 6 классов школы, потом я попал на «Резвый».

Наш коллега,  Виктор Федорович Тихомиров - участник морских походов во время Великой Отечественной войны: «Конвои шли из Исландии. От Краснознаменного Северного флота ходило 6 охранных эсминцев: «Разумный», «Разъяренный», «Громкий», «Грозный», «Гремящий» и «Баку». Я служил на «Разумном» матросом. Мы встречали английские и американские суда у о. Медвежий, это Карские ворота» - рассказывал Тихомиров.

Русские моряки вели иностранные суда без потерь, в то время как на первой половине пути караваны теряли половину судов. «Англичане и американцы были довольны, так как мы несли вахту очень зорко и честно», - с гордостью рассказывал Тихомиров.

«В 1941 году Архангельск по сути был абсолютно отрезан от железнодорожных путей, продукты было взять неоткуда, - продолжал Виктор Федорович, - «Дервиш» очень помог городу в этом плане, потому что Архангельск во время войны был вторым по голоду городом после Ленинграда.

После победы немецкий флот делили между собой страны союзники. В 1946 году Тихомиров в составе спецкоманды отправился в Германию. «Провожал нас сам главнокомандующий северным флотом Головко, он же и встречал» - добавил Виктор Федорович. «В городе Свинемюнде мы выбрали корабль австрийской постройки - авиаматку. На нем я и продолжил служить».

Виктор Федорович участвовал и в транспортировке линкоровского дока из Кенигсберга: «Его разделили пополам, часть привели в Челнопушку, сейчас она там стоит на якорях и ремонтирует суда. Второй танкер назвали «Полярный», и северным путем 2,5 месяца шли вместе с ледоколами во Владивосток. Снабжали топливом Петропавловск на Камчатке, Порт-Артур в Китае, Тайвань, Вьетнам. Оттуда я и демобилизовался». В Краснознаменном Северном флоте Тихомиров прослужил 8 лет.

Вернувшись в Архангельск, Виктор Федорович пошел учиться в вечернюю школу в 7 класс, был старостой класса, учился вместе с героем советского союза Виктором Петровым.

Хорошо закончив школу, он поступил в Строительный техникум. «Я был электриком, энергетиком. 22 года проработал в «Архэнерго», да и вообще послужной список у меня большой», - сказал Тихомиров.

Послужной список действительно большой, ведь Виктор Фёдорович Тихомиров - один из первых директоров Архангельского Энергосбыта. Стоял у самых истоков работы предприятия, его имя известно каждому сотруднику компании. Почетный энергетик России, человек, который более шестидесяти лет трудился в энергетической отрасли.  Даже находясь на пенсии, в возрасте  80 лет, возглавлял Координационный совет по работе с ветеранами энергосистемы, который объединял более 1600 человек.  Виктор Федорович Тихомиров - человек, который не мог жить без работы, энергичный, живой, и в то же время очень ответственный. Он  успел поделиться  воспоминаниями о тех конвоях и отрядах их охранения. Эти воспоминания эксклюзивные, ведь через них красной нитью проходит мысль, что нет плохих или хороших народов — есть разные люди, с разной степенью добросовестности, выполняющие свою работу и свои обязанности. Приятно осознавать, что рядом с нами работали люди, чьи действия не противоречили мыслям, бесконечно преданные своему делу, отдающие этому делу все силы и работающие с увлечением.

31 августа 2016 года, в день 75-летия со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», почетному энергетику России - Тихомирову Виктору Федоровичу - честь, доблесть, слава!

 

При написании статьи были использованы материалы беседы 2006 г  корреспондента Росбалт Север Татьяны Мартыновой с Тихомировым Виктором Федоровичем.